phone вибачте за незручності mailМісячний календар
menu

20:28
Если в семье — неизлечимо больной

Как себя вести, если в семье — неизлечимо больной

Как себя вести, если в семье — неизлечимо больной. Болезнь подчас становится неизлечимой: рак, СПИД, рассеянный склероз… Как жить, понимая, что борьба теперь бессмысленна? За границей эти и другие вопросы решаются с помощью паллиативной медицины — комплекса мер, которые облегчают жизнь такого человека. Ему снимают боль, за ним присматривает сиделка, с ним и его близкими работают психолог и священнослужитель.

В Украине такой вид помощи развит слабо: хосписов на всю страну лишь шесть. Есть еще пара десятков паллиативных отделений, созданных при больницах и на базе благотворительных организаций.

В Украине такой вид помощи развит слабо: хосписов на всю страну лишь шесть. Есть еще пара десятков паллиативных отделений, созданных при больницах и на базе благотворительных организаций.

5 ЭТАПОВ ПРИНЯТИЯ БОЛЕЗНИ

Их проходит как сам больной, так и его близкие. Длительность стадий индивидуальна.

ОТРИЦАНИЕ. Человек в шоке от перспективы: все время болеть (например, при СПИДе) или умереть. Задача близких — помочь снять стресс и получить больше информации о своем состоянии (неосведомленность — источник страха). Для решения первой начните ежедневно делать больному простенький массаж: прикосновения — это всегда сигнал: «Ты нам нужен, мы тебя любим». Для решения второй заведите привычку час в день вместе с больным посвящать поискам информации о его заболевании. И ни в коем случае на его вопрос «Я все-таки умру?» не отвечайте: «Нет, что ты!» Фраза будет воспринята как сигнал «мне запрещают об этом говорить». А ведь проговаривание проблемы уже наполовину облегчает страдания.

ГНЕВ. Мысль «Этого не может быть со мной!» сменяется «Нет, почему это именно со мной?!» Злость нужно куда-то вымещать, и человек часто направляет ее на близких, и им важно перетерпеть эти выпады. Свою злость выплескивайте в дневнике или покричите в безлюдном месте. И не утешайте словами «Да, туберкулез — это елки-палки, но вон у Ивана вообще сердце ни к черту!» Этим вы только еще больше разозлите человека.

ТОРГ. На этой стадии человек размышляет: «Если бы я был здоров, я бы смог еще сделать то-то и это». Он пытается заключить сделку с болезнью, самим собой. Предложите больному общаться с «братьями по несчастью», а также специалистами из групп поддержки больных — лично или по интернету. Если прогноз по болезни долгосрочный, то внушите ему мысль о каком-то занятии, которое станет смыслом его жизни. На этой стадии человек способен мечтать и откликнется на ваши размышления о будущем. Если прогноз по болезни неблагоприятный, то, поддерживая мечтательность больного, не переусердствуйте. Рисуйте реальные перспективы, и то если человек сам заведет речь о них.

ДЕПРЕССИЯ. Наступить может даже через несколько месяцев после отрицания. Причем лучшее средство от нее — плотное общение. Если расшевелить человека не удается (он все время плачет), подключайте врача. Говоря о самочувствии, не спрашивайте: «Ну, как сегодня твоя нога?» Это сигнал: «Он видит не меня, а мою болезнь». Правильно спросить: «Ну, как ты?» А утешая, не говорите: «Не плачь!». Это воспринимается как осуждение чувств. Какие бы горькие слова больной ни говорил, дайте ему их сказать.

ПРИНЯТИЕ. Этот этап наступит тем скорее, чем легче прошел третий. Он, по сути, очень похож на него. Только теперь человек готов не просто мечтать, а действовать. Если он пережил депрессию, значит, изменил понимание смысла жизни. Он уже готов не бичевать себя («Вот, я делал то-то, вот мне и расплата»), а принять свои ошибки как факт. На этом этапе приходит понимание, что вернуть прошлое нельзя, зато можно приспособиться к настоящему, а если позволяет здоровье, то и изменить будущее. Но фразы типа «Так захотел Бог» даже на этом этапе принятия — под запретом.

ЛИЧНЫЙ ОПЫТ

"Поначалу мы боялись с мужем говорить о смерти. Оба уходили от разговора, раздражались, и каждый плакал сам в одиночестве, — рассказывает Елена Т. из Киева (ее супругу — 37 лет). — Диагноз "рак простаты” стал разрушать не только здоровье Юры, а и нас с мужем. Но однажды на форуме для онкобольных я наткнулась на фразу: "Если человек болеет, он должен знать, что выздоровеет. Если он знает, что умрет, должен не сомневаться в жизни после смерти”. И как-то я решилась пересказать ее Юре. Мы много проговорили тогда о смерти. С того дня нам стало легче. Теперь мой муж может шутить: "Скоро я уеду в командировку”. Мы договорились с ним, что, когда его не станет, я буду воспринимать его уход именно так. Слезы, конечно, есть и сейчас. Но теперь мы оба знаем, что нас ждет, мы к этому готовы. Во всяком случае, куда больше, чем в начале болезни.

Юра — фотограф. Недавно мы договорились, что он сделает фотосессию "Лица жизни” — фото случайных людей на улице, а также мы отберем самые яркие по мимике, жестам из тех, что есть в архивах. Это будет интересно. Идея возникла у Юры, но, можно сказать, — с моей подачи. Как-то мы смотрели передачу — там показывали японца, который отрастил самый длинный в мире ирокез. Юра у меня — панк в прошлом. Я ему предложила: "Давай тебе такой же сделаю”. Посмеялись, сделала. Рассматривая себя в зеркало, Юра потом сказал: "Смотри, какое лицо. Это тоже я. Все так относительно”, и потом загорелся показать эту относительность в фото. У нас нет детей. И как-то рассуждая об этом в свете случившегося, я высказала Юре мысль, что, значит, произошедшее было неизбежностью. Можно сказать, что мы сами себя обманываем. Возможно. Но мы с Юрой оба фаталисты, и нам легче жить, понимая, что так должно было быть”.



Категорія: Сімейні поради | Переглядів: 1532 | Додав: adminA | Теги: в семье — неизлечимо больной | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]