17:53 Совет: Бобы - адекватная замена мяса | |
В век здорового питания рецепты «бедной» кухни заново обретают актуальность в кулинарных традициях мира. Огромное количество бобов найдено в раскопках Трои. В Древнем Риме, в Иране и Греции именно бобовые – дешевые, неприхотливые, вкусные и очень сытные – составляли основу рациона бедняков. Однако странное дело: едва ли не повсеместно «простонародная репутация» этих растений парадоксальным образом сочеталась с представлениями об их особой роли в мироустройстве и связи с потусторонними силами. Во многих культурах боб непосредственно ассоциировался с загробным миром. Так например, египтяне, напуганные «траурной» черно-красной раскраской некоторых видов бобов, не рекомендовали чрезмерно увлекаться блюдами из них: считалось, что бобы ослабляют связь между душой и телом человека и могут стать причиной его досрочного перехода в царство мертвых. Римляне считали, что бобы обладают способностью предсказывать будущее и принимать на себя человеческие грехи. В Древней Греции (а также в ряде африканских племен) именно бобами бросали жребий в особо важных случаях, а строгие вегетарианцы-пифагорейцы отказывались употреблять их в пищу: согласно доктрине их учителя, философа-мистика Пифагора, бобы обладают способностью к мышлению и дыханию, а потому должны считаться не растениями, но животными. Сколь бы странно ни звучало последнее утверждение, в одном отношении оно не лишено смысла: по содержанию белка (от 24 до 35 процентов) именно бобовые стоят ближе всего к животной пище и могут служить адекватной заменой мясу. Именно этим свойством и объясняется их популярность в крестьянской, «бедной» кухне самых разных народов: более доступные, чем говядина, курица или даже яйца, горох, бобы, фасоль и чечевица обладают тем не менее сопоставимым питательным потенциалом. Если же подходить к этому вопросу с более современной точки зрения, можно констатировать: бобовые позволяют сделать некоторые блюда более легкими и диетическими. Во многих рецептах добавлением бобовых рачительные кулинары пытались компенсировать нехватку мяса: его клали «для запаха», в то время как основным источником белка служили горох или фасоль. К примеру, в самаркандский плов горох нут выкладывают поверх обжаренной баранины, лука и моркови минут за тридцать до закладки риса, в результате чего даже при минимальном количестве мяса финальный продукт приобретает насыщенный «мясной» вкус и аромат. Схожим образом используется черная фасоль в мексиканском варианте известного блюда «чили кон карне»: в сочетании с несколькими ложками мелко порубленной говядины, перцем чили, томатами, чесноком и зеленью кинзы она становится основой для превосходного сытного блюда. В тех же случаях, когда в силу
определенных причин мясо недоступно вовсе, бобовые иногда
способны с успехом его заменить. Во многие сорта итальянской пасты вместо мяса добавляют отварную чечевицу – особенно популярен подобный способ в Южной Италии. Но наиболее показателен в этом смысле пример ближневосточного блюда фалафель, и по вкусу, и по внешнему виду напоминающего миниатюрные котлетки. Традиционно фалафель готовят из замоченного и отваренного нута, который разминают в пюре вместе с размоченным белым хлебом, парой столовых ложек муки, щепоткой соды, чесноком, небольшим количеством тхины (кунжутная паста), травами и пряностями (обычно используют кумин и перец). Из получившейся массы формируют шарики размером с грецкий орех, которые обжаривают во фритюре до золотистой корочки и подают с лепешками и свежим салатом. Однако для какого бы рецепта вы ни планировали использовать бобовые, перед приготовлением их лучше залить холодной водой и дать как следует набухнуть. Известный кулинар Вильям Похлебкин рекомендует варьировать время замачивания в зависимости от вида бобовых: для красной фасоли оптимальным будет срок 10-12 часов, для гороха хватит 6-8 часов, черные бобы будут готовы к варке уже через 4 часа, а чечевица – через час. Дальше все просто: секретов полноценного фасолевого или горохового вкуса только два – маленький огонь под кастрюлей да соль, добавленная в самый последний момент.
| |
|
Всього коментарів: 0 | |